Ведомости,
4 июля 2011 г.
Технологии рынка: Страховка для нетерпеливых
1208 просмотров
Институт страхования частной собственности в стране до сих пор остается неразвитым. В основном клиентами страховщиков становятся те, кто приобретает жилье за ипотечный кредит (их обязывают к этому банки-кредиторы), либо особо боязливые граждане. Потенциальный объем рынка страхования финансовых рисков в строительной отрасли Максим Гольдберг, исполнительный директор НСКА (создана в конце 2010 г.), оценивает в $2 млрд.
Компания НСКА продала 73 страховки с премией чуть больше 3 млн руб.: дольщикам обещают выплатить деньги в случае срыва сроков строительства, банкротства либо ликвидации строительной компании. Схема такая: если застройщик не укладывается в оговоренное в договоре долевого участия (ДДУ) время, клиент в течение трех месяцев пытается всеми возможными способами выбить из него деньги. Если не получается, обращается к страховщикам, и те начинают процесс возмещения средств. Пока что система работает «на прием» денег от дольщиков — и не слишком активно. Застройщики «не чувствуют давления ни со стороны покупателей, ни со стороны государства», жалуется Гольдберг.
«Росно» перестраховывает отдельные риски (собственное удержание «Росно» по титулу — $5 млн). К сожалению, у российского рынка нет перестраховочной емкости, крупные риски никто не берет, а иностранные компании в принципе не понимают, как в России можно заниматься страховым бизнесом.
Непуганые клиенты
Рынок недвижимости непрозрачен, но покупателей это не страшит: они снова, как и до кризиса, готовы заключать с застройщиками предварительные договоры, вступать в созданные девелоперами ЖСК и соглашаться на иные обходные схемы. Согласно оценке «НДВ-недвижимости», в Москве сейчас 36% новостроек продается по преддоговорам, 13% — как паи в ЖСК, 15% — по контрактам инвестирования, вексельным схемам, 27% — по ДДУ и лишь 9% — по договорам купли-продажи.
Один из опрошенных риэлторов в порыве откровенности признался, что не видит смысла страховать несоблюдение сроков строительства: «Срыв сроков стройки у нас обычное дело — на полгода задержки никто и внимания не обращает». Инна Игнаткина, директор отделения компании «МИЦ-недвижимость», считает, что полную защиту покупателя «котлована» обеспечит только тот полис, в котором страховым случаем является «неполучение квартиры по любым причинам». Но тогда по цене он будет поистине золотым.
Сейчас страховой тариф по финансовым рискам дольщиков у «Росно», например, в среднем варьируется от 0,9 до 1,6% в год, годовая стоимость премии у НСКА — 1,5%. На рынке цена подобной страховки доходит до 6% в год. Но почти всегда, признаются по секрету опрошенные «Ведомостями» эксперты, клиент платит деньги, только чтобы успокоить собственные нервы: страховщики обычно прописывают в договорах так называемые «невыплатные» условия, фактически сводя на нет свои перед ними обязательства. Наступление страхового случая оказывается столь же маловероятным, как наводнение в Сахаре.
«Росно» вела переговоры с рядом застройщиков, но страховой случай описан так, что получить деньги со страховщика представляется весьма проблематичным, найдется множество «но», — рассказала Мария Литинецкая, гендиректор «Миэль-новостроек».
Кризисный маркетинг
Девелоперы проявили креативность и пошли по страховым компаниям, чтобы предложить покупателям застраховать риски приобретения квартир в непостроенных домах в кризисные годы, рассказывает Дмитрий Отяковский, коммерческий директор ГК «Пионер». «Пионер», говорит он, не стал исключением: «Мы обратились к первой пятерке-семерке [страховых] компаний и нашли общий язык с «Росно». Искали именно сильный бренд — чтобы придать веса проектам.
Застройщик предлагал клиентам добровольно покупать полисы у «Росно»: «Некоторые с удовольствием приобретали, но массового характера эта услуга не получила». Страховка от неоформления прав собственности в жилом комплексе «Life-Лазаревское» (средняя цена — 110 000 руб. за 1 кв. м) стоила в год 0,4%. По «Life-Волжскому» Отяковский обещает предложить страховой продукт к сентябрю. Он сомневается, что кто-то из страховщиков пойдет на то, чтобы отвечать перед покупателями за несоблюдение сроков строительства девелоперами, либо согласится страховать финансовые риски застройщиков, — скорее всего рынку и дальше будут предлагаться «поверхностные» страховые продукты.
«Мы не входим в проекты, которые предполагают финансовые проблемы», — говорит Виталий Ус, директор центра страхования финансовых рисков СК «Росно». А проблемной недвижимости на рынке много. «Бывает, что человек по 5-6 квартир смотрит и не может найти подходящую по «чистоте», — говорит он. Гольдберг рассказал, что их компания провела экспертизу 25 новостроек и «больше половины аккредитации не прошли».
В Московском регионе немало замороженных строек, поэтому страховка от недостроя или банкротства действительно может быть хорошим маркетинговым ходом девелоперов, считает Мария Литинецкая. Сейчас, по ее словам, это чистый маркетинг: «Я не думаю, что такая страховка действительно сработает». Хотя риэлтор не отрицает, что смысл в услуге есть — при надлежащем оформлении полиса. «Миэль-новостройки» уже давно рассматривают варианты подписания подобных соглашений с девелоперами. От заключения договоров Литинецкую удерживают непопулярность данной услуги («многие [клиенты] не видят в ней смысла») и большой страховой взнос, тогда как «для покупателей квартиры экономкласса очень важен бюджет покупки».
«Инком-недвижимость» также не видит перспектив в продвижении страховых услуг на рынке недвижимости: они повышают стоимость квартиры в среднем на 1-2%, передала мнение руководства компании пресс-служба.
Если риэлтор предлагает покупателю самому заплатить страховую премию, тот обычно отказывается, уверяет Александр Хрусталев, гендиректор «НДВ-недвижимости». По его наблюдениям, в 95% случаях. Поэтому его компания, решив продвигать страхование (от «Росно») на строящемся жилом комплексе в Царицыне, включила его стоимость в риэлторскую комиссию. За полгода, пока длилась акция «страховка в подарок», ею воспользовалось 1500 человек. «Сотрудничество с “Росно” способствовало увеличению продаж [в “Царицыно”] как минимум на 25%», — не скромничает Олеся Бухтоярова, директор агентства СК «Росно». Сейчас компании договариваются о его возобновлении, уже по другим корпусам.
Хорошо, но непонятно
Наталья Саакянц, коммерческий директор департамента жилой недвижимости «Система-галс»:
— Обманутых дольщиков, к сожалению, много. Поэтому страхование предварительных договоров купли-продажи и соблюдения сроков строительства (даже если оно ведется по ДДУ) имеет свои плюсы. Для застройщиков это могло бы стать дополнительным стимулом соблюдать обязательства перед клиентами. Но схема взаимодействия страховщиков и строителей не совсем понятна, никакими правовыми актами она не определена. Бизнес российских стройкомпаний непрозрачен, вряд ли они захотят раскрывать его детали «посторонним» в лице страховых компаний. Поэтому у девелоперов эта услуга не вызывает большого интереса.
К тому же страховщики скорее всего предпочтут работать с крупными компаниями, у которых риск недостроя минимален. Люди больше рискуют, покупая объект на стадии котлована у мелких, неизвестных компаний, но последние вряд ли будут желанными клиентами страховщиков.
Для дольщика сегодняшние большие выплаты по страховке могут перечеркнуть ее завтрашние потенциальные выгоды.
Иногда покупателю могут предложить заключить договор страхования с малоизвестной страховой компанией или с фирмой, у которой финансовые проблемы либо аффилированной с застройщиком. Наконец, у страховщика может не быть лицензии на данный вид страхования или отсутствовать застрахованные проекты по финансовым рискам дольщиков.
Крупные риски никто не берет
Сейчас «Росно» работает с ГК «Пионер», МR Group на проекте «Новое Ступино», ДСК-1. Есть виды на ФСК «Лидер». Страховщиков интересуют масштабные стройки, именно в них можно отследить правильность оформления документов. У мелких застройщиков рисков больше. У больших и разрешения на строительство, и все документы есть, и продают они по 214-ФЗ (в этом законе пока много пробелов, но он работает).
Наталья САМАРИНА Приложение «Недвижимость. Жилой фонд»
Вся пресса за 4 июля 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Страхование дольщиков
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|